[ Новый день ]

Навруз (буквально «новый день») – древний иранский календарный праздник Нового года, приходящийся на день весеннего равноденствия, главный праздник многих мусульманских стран.

Давайте раскроем истину Навруза – какой царь установил его и почему его справляют. Что касается причины установления Навруза, то она состоит в том, что, как известно, у солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна, в то же самое время дня, когда оно вышло. Каждый год этот период уменьшается.

Когда царь Ирана Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввёл в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Таким образом, люди разумом и опытом в течение времени шли до такого состояния, какое мы видим теперь.

Далее, при царе Джамшиде учёные того времени скрестили осла и лошадь и получили мула. Тогда же люди добывали драгоценные камни и сделали все виды оружия и украшения. Они добывали в рудниках золото, серебро, медь, олово, свинец и сделали корону для царя. Тогда же начали делать браслеты, ожерелья и перстни. Учёные и знатоки получили мускус, амбру, камфару, шафран, алоэ и другие благовония.

Тогда царь устроил праздник в тот упомянутый нами день, дал ему название «Науруз» и приказал людям праздновать его каждый год и считать этот день Новым годом. В этом состоит истина Навруза. Говорили тогда, тот, кто в день Навруза празднует и веселится, будет жить до следующего Навруза в веселии и наслаждении.

Навруз – древний земледельческий праздник, который иранцы справляли до принятия ислама и продолжают праздновать по сей день. Cельское население и тогда, и сейчас продолжает жить по старому солнечному календарю и справляет Навруз. Начало весенних полевых работ cопровождается торжеством привычных ритуалов, призванных способствовать обильному урожаю. Этот праздник не был отменён в эпоху распространения ислама и справляется до сих пор народами Средней Азии, Азербайджана, Закавказья, как народный земледельческий праздник. В Иране и Афганистане является официальным новогодним торжеством. И, действительно, почему бы и нам, дагестанцам, и другим народам Закавказья не считать этот праздник Новым годом? Ведь в марте  пробуждается природа, появляется зелёная травка, возвращаются птицы и начинают вить гнёзда. В природе шум и гам. А люди всё спешат вовремя посеять семена, чтобы получить хороший урожай.

В день, когда отмечается Навруз, звучат хвалебные и даже лестные отзывы в адрес передовых людей, забывается всё плохое, что мешало нам жить и творить, чтобы воцарился мир и единение. И, наконец, чтобы был хороший травостой на пастбищах у тех, кто засеял поля озимыми зерновыми, а также у садоводов и виноградарей, чтобы получили хороший приплод от овцематок и коров.

Дорогие мои земляки! Пусть в вашей жизни не будет пасмурных дней. Наконец, пусть дагестанцы, независимо от национальности, любят друг друга, живут без обид, мирно и созидательно.

Гасанов Шахбан

Номер газеты