Красота по-американски...

 

Дозрели. Президент страны Владимир Путин решил пойти по американскому сценарию развития массового студенческого спорта и предложил создать ассоциацию, в которую будут входить спортивные клубы, образованные на базе учебных заведений России. Сам глава правительства не против при этом стать и попечителем новой организации. Серьёзность намерений Владимира Владимировича подтверждена внесёнными поправками в закон «Об образовании».

Хорошие новости. То, за что боролись десятилетиями бывшие физруки, наконец дошло до высшего эшелона власти. Если вы ректор университета, вы обязаны теперь строить свою образовательную политику вокруг спорта, иначе – до свидания. О теме создания ассоциации Владимир Путин несколько часов говорил с представителями различных учебных заведений нашей страны. Естественно, всё это попахивало популизмом, но надо отдать должное президенту – он сделал первый шаг, чтобы поднять с колен массовый спорт. Спасибо…

Для хозяев учебных заведений посыл главы государства – сплошная проблема. Отныне спортивные расходы должны вдвое превышать стипендиальный фонд определённого учебного заведения. А на вопрос, где взять эти деньги, Владимир Владимирович ответил: «Ищите сами». Ищите сами – это значит привлекайте спонсоров, подключайте муниципальные власти, Минфин… «Что касается финансового обеспечения, то в целом, конечно, ассоциация может этим тоже заняться, поддерживать. Но самая главная задача всё-таки не в этом, не деньги искать, потому что это должен вуз делать, министерство, регион. Понимаете, ассоциация – это не банк, не министерство финансов, она должна организовывать работу, создавать условия. Вот я уже сказал же об этом. Вы знаете, в очень многих вузах используются не по назначению спортивные объекты. И торгуют чем-то, и платные секции зачем-то открывают, непонятно зачем. Студенты имеют право там заниматься бесплатно и должны воспользоваться этим правом. Вот этого надо добиваться», – поделился своими мыслями президент. И стоит только посочувствовать руководителям вузов и спузов. Зарабатывать на студенческом спорте они точно не умеют. Остаётся задаться вопросом: для чего это всё нужно?

 

На самом деле, для чего?

 

Обеспокоенность Путина системой физического воспитания студенческой молодёжи в принципе понятна. Страна, в том числе юная её часть, тонет в алкоголизме, наркомании. Решать этот вопрос как-то нужно. Президент наш – человек спортивный. Об этом он напомнил и студентам, отметив, что является мастером спорта по дзюдо и самбо и то, как начинал свой спортивный путь с общества «Буревестник»1. Различные пиар-акции в образе Путина-спортсмена, глобальные победы российских сборных при его поддержке и многочисленные интервью на тему, насколько физические нагрузки важны для простого человека, чётко дают понять: глава государства – человек спортивный. Ясное дело, не для самовосхваления Владимир Владимирович этим занимается. Это всего лишь намёк на то, что даже такой занятый человек, как президент одной большой страны, находит время для занятий спортом, а для вас – обычных людей – это сродни чуду. Берите, типа, пример. Есть и второй момент: очень много людей сознательно создают себе кумиров. Допустим, мужик сидит и пьёт, пьёт... Но в душе очень хочет не пить, пить, а выглядеть как Сильвестр Сталлоне в первом «Рокки», но ничего для этого не делает. Но это ведь не мешает ему с симпатией относиться к человеку, который, несмотря на более глобальные задачи, находит время для спортзала. Проще говоря, Путин даёт понять, что сильный физически и нравственно президент страны лучше… пьяного Борьки. Вот только мало ведь самому заниматься спортом, важно создавать условия для занятий остальной части России. По словам Путина, в России спортом занимаются 26 млн человек. Но согласно его плану к 2015 году таких людей должно стать 42 млн. А ещё спустя годы – 70% жителей страны. Что же мы имеем на деле?

А на деле выходит, что цифры отдельно, а люди отдельно. Жителям как будто на всё это плевать. В статье «Только ли Игры могут стать нашим позором?» («ЧК» №7 от 22.02.2013 г.) я поднимал вопрос, как можно повысить эффективность программы по развитию массового спорта. В частности, речь шла о строительстве специализированных спортивных сооружений: «И какой остаётся выход? Построить специализированные, для различных слоёв населения, спорткомплексы, которые будут работать практически круглые сутки. Основная направленность – семейные занятия спортом. В них должны быть кружки для всех – от детей до пенсионеров. В первой части дня секции могут быть заполнены неработающими мамами с маленькими детьми и людьми преклонного возраста. Если дети младше 4–5 лет, их можно оставлять под присмотром нянь в специализированных детских комнатах. Пенсионеров и людей, близких по возрасту к этой категории, необходимо занимать плаванием в бассейне. Наиболее оптимальный для них вид нагрузки. Для всех остальных на выбор будут предоставлены тренажёрные залы, площадки для игр в баскетбол, футбол, волейбол, гимнастические залы. Это уникальные спортивные заведения, для всего западного мира уже не являющиеся роскошью. Это необходимость. В Дагестане такой комплекс возвести не самая сложная проблема. Проблема – не превратить его в коммерческий проект или центр по подготовке профессиональных спортсменов. Это должен быть социальный проект. Для оздоровления нации…» На встрече с представителями учебных заведений вопрос строительства спортплощадок умалчивался, и речь в основном шла о том, как эффективно использовать имеющиеся при вузах спортивные объекты. И именно для этого и необходима Ассоциация студенческих спортивных клубов. А теперь посмотрим на эту идею со стороны непосредственно руководителей учебных заведений.

 

На «физру» не пойду...

 

Для начала диалог между преподавателем и президентом:

В. Рябцев: – У нас построили ФОК, построили бассейн, помимо этого – ещё два зала. Сейчас в нашем союзе существует 16 секций, многие студенты бесплатно занимаются. Но вы знаете, нам этого не хватает. Мы могли бы создать и 40 секций, но нет помещений.

В. Путин: – Вы знаете, для этого нужно привлекать деньги не напрямую к ассоциации, для этого нужно добиваться финансирования либо от вуза… Сколько в вашем вузе тратится?

В. Рябцев: – Нас хорошо финансируют на самом деле.

В. Путин: – Может быть, но это, в соответствии с новым законом, должно быть не меньше, чем двойной стипендиальный фонд (ст. 36 Закона РФ «Об Образовании» – «ЧК»). Не меньше. Вы говорите хорошо. А это соответствует этому стандарту, или нет? Я не знаю, надо проверить. Но если это делается, дай бог здоровья вашим руководителям. Тогда нужно поискать, чтобы эти средства дополнительно выделяли муниципалитеты, регионы и так далее, федеральное министерство финансов, может быть, если есть какие-то особые программы. Собирать деньги непосредственно на саму ассоциацию тоже можно, но это не кардинальный путь решения всей проблемы.

Взглянем на реалии студенческого спорта в нашей стране. Можно это сделать сквозь призму дагестанских вузов. Возьмём для примера классическую пятёрку. Похвастаться относительно большим Дворцом спорта может только ДГПУ. В этом помещении можно без проблем проводить межфакультетские и межвузовские соревнования. Немногим хуже дела обстоят в ДГУ, имеющем меньшее количество посадочных мест для зрителей. Но в нашей ситуации выбирать не приходится, и можно порадоваться, что есть хотя бы это. В других заведениях ситуация хуже. Почему я начал именно с Дворцов спорта? По словам Путина, особенностью ассоциации будет не только соревновательная практика между студентами, но и создание фан-клубов, логотипов, символики команд. А без возможности приходить на регулярные состязания и наблюдения за этим «спектаклем» воочию говорить о каких-то фан-клубах невозможно. Говоря проще, людям, которые не попали в команды, надо ведь где-то болеть за своих сокурсников, друзей, родственников... Но теперь необходимо вернуться к первооснове и взглянуть на святая святых – тренировочную базу и количество занятий по физвоспитанию. Спортзалы в университетах и колледжах есть. Не много их, правда. Если это средненькое учебное заведение, то таких помещений бывает не больше одного-двух. В более крупных вузах их количество значительно больше, но, впрочем, большая часть представляет собой унылое зрелище. И говорить о том, что в них можно с задором воспитывать молодёжь в духе «спорт – ты мир», не совсем корректно. Но и на это согласны те немногие студенты, не считающие зазорным ходить на «физру». Остальные – плевать хотели. И это неудивительно. Занятия по физвоспитанию в одном классическом учебном заведении бывают… раз в неделю.

Притом только до третьего курса. Чаще всего это занятие проводится либо первой, либо последней парой. Ленивые студенты или с большим опозданием и неохотой являются на занятие с целью отметиться в журнале пропусков, что гарантирует меньшую мзду при сдаче зачёта, или вовсе не приходят. Объясняя, что на 500 рублей больше, на 500 рублей меньше – какая разница? Сами же преподаватели не против такого «обучения»… Беря бразды правления лишь на злосчастной сдаче зачёта. Правда, им можно только посочувствовать. Многие студенты, привыкшие толкать всё направо и налево, почему-то считают священным долгом принести своему преподавателю липовую справку о том, что, дескать, ребёнку, вернее носителю этой справки, ни в коем случае нельзя заниматься физкультурой. Но и учителя сейчас не дураки – у них на эти случаи готовы свои фирменные ответы… Есть и те, кто для сдачи подтягивает знакомых, чтобы он объяснил физруку: «Она же девочка. Ты сам тоже пойми: зачем ей эта физкультура? Поставь да». Ну и самая малочисленная каста студентов – посетители физкультуры. Их единицы. Они с прилежностью носят спортивную форму на занятия и, несмотря на голод к началу третьей пары или желание спать на первой, примерно посещают занятия. Чему их на этом уроке учат – отдельная история. Или это «на, берите мяч и играйте», или «идите в парк, бегайте». В принципе всё. Правда, если в каком-то студенте или студентке виден потенциал для игры в баскетбол или волейбол, его (её), возможно, пригласят прийти вечером в этот же спортзал и «через месяц выступить на спартакиаде»… Вот и вся система спортивного образования в наших вузах. Про филиалы российских учебных заведений и говорить не приходится – «Спортзал? А что это?»

И в такой вот ситуации их руководителям как бы предлагают (хотя, если это говорит президент страны, это не просто предложение) вступить в Ассоциацию студенческого спорта. Пока даже страшно представить, как они с этой задачей (приказом) справятся. И справятся ли вообще… Остаётся только идеализировать.

 

Дети – бублики...

 

Давайте представим себя на месте нынешних студентов. Впрочем, если эти строки читаете вы – студенты, – вам ничего представлять не надо, не утруждайтесь. Допустим, вы учитесь на каком-нибудь (любом) факультете какого-нибудь (любого) дагестанского вуза. Какими мыслями вы обеспокоены? Не проспать пары, как сбежать с пары, что покушать, куда пойти, что надеть, что снять (шутка), как произвести впечатление на подружек/друзей, как повыпендриваться и так далее… Есть ли в этом списке спорт? Нет. Он есть только в жизни тех студентов, кто приучен к нему с детства. Остальным – по барабану. Или даже подойдёт: когда рак на горе… Что-то в этом духе… И вот сидят замученные неинтересной (для студентов) болтовнёй лектора «бедные» мальчики и девочки, тупо сканирующие на коленках свои мобильники, мечтая о скорейшем хэппи-энде данной жужни. Думаете, им интересны будут межфакультетские или межвузовские соревнования по баскетболу и волейболу? Или они с энтузиазмом вступят в фан-клуб и будут гордо ходить со значками родной команды на груди? Вы в это верите? Конечно же нет! В это ввяжутся только активисты, для которых засветиться перед деканатом – шаг в карьерной лестнице или просто возможность получения льгот при сдаче сессии. Даже ребятам, занимающимся спортом, будет в лом где-то там прыгать, бегать… Проще сделать свободное посещение занятий.

Кто-то может возразить, типа: «А как же спартакиады, на которых дагестанские студенты занимают призовые места?». Показатели, безусловно, есть, и огромное им за это спасибо! Но речь идёт о массовом спорте. А с ним у нас полная… проблема. Банальными лозунгами «Спорт – это здоровье» или «Долой курение, займитесь спортом!» ленивых юношей и девушек в спортзал не загнать. Для этого нужно что-то особенное…

Возьмём для примера американских студентов. Понятное дело, система образования в США сильно разнится с российской. Абсолютно разные вещи. Но это не мешает взять за основу спортивную составляющую.

В Америке нет разделения в сфере зрительского интереса между чемпионатами, в которых соревнуются профессиональные спортсмены, и чемпионатами, в которых действующие лица – студенты. Турниры NCAA2 собирают полные стадионы. Скауты3 профессиональных команд, к примеру NBA (Национальная баскетбольная ассоциация), отбирают лучших молодых игроков, предлагая им потрясающие контракты. Теперь возможно ли представить, как селекционеры российских профессиональных клубов посещают матчи студенческой баскетбольной лиги с целью найти дарования для своих команд? Нет. NCAA выделяет ежегодно $1 млрд на спонсирование университетского спорта, 60% из которых идут на спортивные стипендии. Они могут составлять от $20 000 до $50 000 в год. Ассоциация проводит свои турниры в трёх лигах, охватывая 23 спортивные дисциплины, среди которых отмеченный баскетбол, бокс, хоккей, гимнастика, лёгкая атлетика, футбол, волейбол, теннис, борьба… Именно эти молодые люди формируют национальные команды США вплоть до олимпийской сборной. Представить такое в России невозможно. У нас любительский и профессиональный спорт отдельно, а студенческий… Сами понимаете, где. Турниры студенческих команд показывают лучшие американские каналы, в связи с чем в этом спорте крутятся огромные деньги. Только за права трансляции баскетбольных матчей в течение 11 лет Ассоциации студенческого спорта было заплачено $6 млрд.

Правда, невозможно тупо взять и скопировать американскую систему физического воспитания. Это исторический процесс. За раз, даже если вбухать в него баснословные деньги, должной отдачи не получится. Наш менталитет сыграет свою роль, и от большей части денег не останется ни следа, а оставшиеся средства будут профуканы. Без денег, конечно, не обойтись, это понимает и сам Путин, но это не должно быть первостепенной задачей. Главный вопрос – изменить студенческое мировоззрение, мышление. Приучить молодых людей к мысли, что без спорта – никуда. Этим, на мой взгляд, и должна заниматься ассоциация, о которой говорит президент страны. В противном случае просто кто-то обогатится. И всё…

Но это уже целая система, которая должна брать отсчёт не от университетов. И даже не школ. Она должна идти от родителей. Будут ребёнка воспитывать в духе, что спорт такая же неотъемлемая часть жизни, как поесть или научиться читать, – проблем на этапе взросления не будет. Несмотря на наличие жизненных соблазнов бросить всё это к чёрту. А когда сформировавшихся уже людей, условно говоря, дня два отдавших физическим нагрузкам, пытаются силой загнать в спортзалы, становится смешно. И грустно… Берите глубже. Гораздо глубже. И в садике ведь можно участвовать в соревнованиях, и в школе. И, конечно, в университете. Тогда и денег на здравоохранение будет меньше тратиться, и детишек, которых называют «бубликом», почти не останется. Просто физкультура не должна быть раз, два и даже три раза в неделю. Она должна быть ежедневной. Как алгебра и русский язык. И интересной. Больше соревновательной практики. Дети любят соревноваться… Да простят меня учителя алгебры и русского языка…

P. S. Любые совпадения с реальными лицами и персонажами в тексте являются случайными и не могут быть расценены как намерение причинить вред...



1Буревестник – всесоюзное добровольное спортивное общество, которое объединяло студентов и профессорско-преподавательский состав вузов СССР. Создано в 1957 году.

2NCAA – национальная университетская спортивная ассоциация, в которую входит 1 281 организация, устраивающая спортивные соревнования в колледжах и университетах США и Канады.

3Скаут – на спортивном сленге человек, который занимается поиском и отбором талантливых спортсменов.

Номер газеты