Уже не в первый раз…

Сегодня, 21 декабря, согласно календарю майя, должен был наступить конец света. В Махачкале «конец света» наступил неделей раньше. Он пришёл в ночь с 15 на 16 декабря (с субботы на воскресенье) в виде обильного снегопада, накрывшего столицу Дагестана полуметровым слоем снега. Транспортное движение (не говоря уже о пешеходном) в Махачкале практически прекратилось. А аэропорт «Уйташ» на три дня отменил все свои рейсы. В четверг мэр Махачкалы Саид Амиров устроил по этому поводу разнос своим подчинённым.

Выпавшая за сутки двухмесячная норма осадков практически парализовала движение на таких проспектах и улицах, как Акушинского, Шамиля, Ярагского, Казбекова, Энгельса, Магомеда Гаджиева, Советская и другие. Жители пригородов, к примеру, п. Семендер, не имели возможности выехать в Махачкалу. Снежная масса привела к частичным обрушениям: рухнула часть крыши Южной автостанции, не выдержала кровля и филиала Московской юридической академии.

По официальным данным, для работ по очистке города от снега было привлечено 18 единиц спецтехники и 20 единиц техники от сторонних очистных организаций. «Мы бросили все наши силы на очистку улиц. На данный момент ведутся работы по сгребанию снега, который вывозится за город. Песком и солью посыпаются все главные дороги столицы Дагестана», – цитирует РИА «Дагестан» заместителя директора Комбината благоустройства Махачкалы Фёдора Брежнева в новости от 17 декабря. (В этот же день на ул. Гаджиева забуксовал и минут на пять-семь встал кортеж президента.) Однако эти работы не дали практически никакого эффекта. Тонны снега, сгребаемые спецтехникой с автодорог на тротуары, днём стали подтаивать, заливая всю дорожную полосу смесью воды и снега (кое-где к этой жиже добавлялись и канализационные массы). Ночью эти массы прихватывались морозом и превращались в лёд. Люди, лишённые возможности ходить по тротуарам, чтобы не стоять по щиколотку в холодной воде, были вынуждены перебираться чуть ли не на середину главных дорожных артерий Махачкалы и уже там пытались поймать такси или общественный транспорт. Ситуация усугубилась и тем, что из-за снегопадов и невозможности проезда по дорогам в рейс вышло около 20% маршрутных такси, обслуживающих Махачкалу и пригороды, да и те двигались в общем потоке транспорта со скоростью 4–5 км/ч. К примеру, расстояние от Новой автостанции до Троллейбусного кольца можно было преодолеть за два–три часа (в обычное время – 20 минут).

Те же из махачкалинцев, кому пришлось осваивать тротуары, пробивали в полуметровой толще снега тропинки, по которым могли ходить чуть ли не след в след, подобно пингвинам. Несколько часов эксплуатации таких тропинок приводило к образованию наледи и превращало ходьбу по ним в травмоопасное путешествие. (По данным «Черновика», в травматологические пункты столицы в течение двух дней за медицинской помощью обратилось более 80 человек.) Из-за отсутствия транспорта многим приходилось добираться до работы или дома пешком. Были замечены и те, кто добирался до места учёбы на… лыжах!

Ситуации в Махачкале, Каспийске, Избербаше, Дагогнях и Дербенте (где также наблюдались сложности) было посвящено аж два заседания в Белом доме:

17 декабря оперативное совещание Правительства РД, а 18 декабря – президент РД Магомедсалам Магомедов провёл совместное заседание Совета безопасности РД, Антитеррористической комиссии РД и Оперативного штаба. «В Махачкале, к сожалению, быстро исправить положение не удаётся. Всем ответственным структурам я поручаю ещё больше активизировать усилия, привлечь дополнительную технику. Сегодня проехал по многим улицам столицы, посмотрел – действительно, на дорогах заносы, транспорт парализован. Основные улицы расчищены, но не до конца. Эту работу необходимо интенсивно продолжить. Имеющаяся техника не справляется с большим количеством выпавших осадков. Сейчас подключены дополнительные силы: дорожники, частные владельцы соответствующей техники…», – сказал на нём глава Дагестана. К этой же теме он вернулся в ходе прямого эфира на РГВК «Дагестан», где, сказав о сложностях в уборке города, призвал владельцев магазинов и домов не оставаться безучастными и убрать хотя бы свой двор или подход к магазину. «Я, например, свой двор сегодня с утра почистил», – не без гордости сказал Магомедов.

 

«Пронесло-о-о?..»

 

20 декабря в кабинете у Саида Амирова было многолюдно. Многие собравшиеся потели. Возможно, из-за духоты, но более вероятно – от страха грядущего разноса. Мэр был угрюм. И невероятно зол.

Градоначальник периодически устраивает разносы подчинённым, но за то, что они его откровенно обманывают, наверное, – впервые. Как и признание этого факта. Если кто из читателей знаком с историей СССР, то мероприятие в кабинете градоначальника походило на экстренное совещание, созванное в период, когда немецко-фашистская армия зимой 1941 года вплотную подошла к Москве. Слово «мобилизация» из уст мэра со сталинской интонацией звучало как минимум раз десять. «В прошлом году в период длительных холодов и в 2008 году, когда три месяца шли проливные дожди, когда экстремальные морозы заморозили водовод, было намного сложнее, но мы справились, – начал Амиров, и его подчинённые перевели было дыхание, но мэр тут же вставил: – В воскресенье и другие дни мне самому пришлось заниматься вопросами, с которыми не справились руководящие работники: заместители главы администрации города, главы районов, руководители УЖКХ, Комбината благоустройства. Они оказались неспособны управлять своими коллективами и взаимодействовать с населением. У них не было мобилизационных планов, списков, кого призвать на помощь».

Пожалуй, в этот день мало кто из сидящих в кабинете сомневался в том, что Амиров уволит кого-нибудь из руководящих сотрудников мэрии. Больше всех под «подозрение» впал директор ООО «Комбинат благоустройства» Алимхан Ахмедпашаев. Ему и достались все шишки. (Хотя мэр назвал его находкой для администрации, но всем было понятно, что в кавычках.) До Ахмедпашаева выслушали глав трёх столичных районов и начальника УЖКХ Махачкалы Абдулмуслима Бакаева.

Поразительно: все ораторы полностью признавали личную вину в том, что город практически оказался парализованным, но в конце утверждали, что принимали все меры для ликвидации последствий аномального снегопада. Бакаев при этом отмазался тем, что в первую ночь стихии лежал дома с высокой температурой. По его словам, в Махачкале не хватает снегоуборочной техники.

Возможно, поэтому главному благоустроителю столицы пришлось куда сложнее. Он долго не мог начать выступление – Амиров не позволял. «Где вы вообще обучались? Где вы прошли эти курсы молодого бойца? Я вас в семь часов утра в воскресенье поднял с постели, а не вы меня! Вы меня успокаивали, что все 900 ваших подчинённых убирают на улицах города. Я подумал: какого хорошего руководителя мы нашли и спокойно остался сидеть дома. Всё было, как в масле. В два часа посылаю человека проверить – нет никого. Звоню ему: где люди? Если бы я сам не организовал работу, даже площадь не очистили бы. Правительство, министерства и ведомства, где столько людей работает, даже перед своими зданиями не смогли снег убрать! Все меня ждали! А ты почему мне врал?» – сверлил взглядом Ахмедпашаева мэр. Тот едва произнёс, что снег сперва шёл только на улице Акушинского, и там-то активно работали как техника, так и рабочие. Однако Амирова уже было не остановить.

Он выяснил, что в то время как большинство горожан еле передвигались по узким тропам на тротуарах, основная часть муниципальной техники работала по частным заказам, к примеру, очищали подъезды к торговому дому «Киргу» и пивоваренному заводу и ещё перед домами высокопоставленных чиновников. Как доказательство, он потряс перед сидящими распечатанными фотографиями городских улиц, которые горожане отправили ему на электронную почту. Под каждым фото были написаны проклятия в адрес городской администрации…

Добавил перцу и председатель Совета старейшин Махачкалы, неугомонный Омар Бегов. Он сказал, что начнись война, все заместители Амирова и главы районов без боя сдали бы город.

Несмотря на разнос, увольнять никого не стали. Мэр посчитал, что зима уже началась, и оценку работе своим подчинённым он даст в будущем. Многие после этих слов вздохнули спокойно. Громоотвод, ситуация, когда мэр публично винит своих подчинённых и грозит всеми возможными карами, но оставляет работать дальше, надёжно сработал. «Будем ждать очередного снегопада», – проронил один из сидевших в зале…

«За что меня проклинают?..» – недоумевал Саид Амиров

 

Раздражители

 

Президент в эти дни лично объехал главные и второстепенные улицы и признал, что ситуация плохая. Провёл Совбез, а также лично по телефону переговорил с мэром Махачкалы Саидом Амировым. Предложил в случае необходимости привлекать частную технику. Магомедсалам Магомедалиевич, рекомендуем не торопиться с такими предложениями! Обратите внимание на следующие обстоятельства.

Как обычно, несмотря на календарь и предупреждения метеорологических служб и МЧС, зима для коммунальных служб Махачкалы пришла совершенно неожиданно – в середине декабря! И она вновь показала, что коммунальные службы Махачкалы абсолютно не готовы исполнять свои профессиональные обязанности: очищать улицы города и, что немаловажно, тротуары от снега.

За 14 лет управления Махачкалой основной претендент на пост главы Дагестана – мэр города Саид Амиров – так и не смог сформировать систему, которая могла бы очищать город от мусора, снега, заниматься нормальным водоотведением и прочими коммунальными вопросами. Не смог Амиров заставить ответственных за благоустройство города должностных лиц исполнять распоряжения, а не саботировать их. Доходит до абсурда: власти Махачкалы не готовы, не хотят быть готовыми ни к одному из сезонов года – весна, лето, осень и, уж тем более, зима приходят для них всегда «неожиданно». В итоге летом махачкалинцы становятся заложниками ливневых дождей (отсутствие дренажа), а зимой – обычных зимних осадков. И это не голословные утверждения.

К примеру, на уборку города от снега «было брошено 38 единиц техники». Два трактора и два КамАЗа (4 единицы!) очищали центральную площадь Махачкалы. Ещё 10 единиц спецтехники очищали аэропорт (взлётно-посадочную полосу и прилегающие участки). Оставшаяся техника пару раз прошлась по центральным автомагистралям города, убрав снег с дорог на тротуары, прекрасно осознавая, что, во-первых, снег будет таять и в лучшем случае заливать улицы, в худшем – смерзать и превращаться в лёд, и, во-вторых, оставит махачкалинцев без тротуаров.

Не секрет, что в «Самом благоустроенном городе России», которым Махачкала стала в 2012 году решением Минрегионразвития, не всё хорошо с этой самой благоустроенностью. А тут ещё целый ряд искусственно созданных для горожан раздражителей…

И это ещё не всё. Провернув эту благородную миссию, владельцы спецтехники бросились (скорее всего, не бесплатно) очищать дворы крупных торговых центров и местных состоятельных буржуа, въезды/выезды и территории АЗС или же просто курсировать по Махачкале, имитируя активность. Есть свидетели и таких фактов, когда трактористы ставили трактор на лапы, но при этом оставляли двигатель включённым. Таким образом, колёса трактора крутятся, авометр работает, а приборы показывают, что спецтехника якобы проехала определённую дистанцию и убрала снег. При этом сам водитель не только получает сверхурочные, но и экономит солярку…

А как же, спросите вы, снег? Снег, конечно же, должен оперативно (а не спустя неделю) вывозиться, сбрасываться в коллектор. С площади Махачкалы он добросовестно вывозился. С других улиц – практически нет. Городские службы, зная, что зимы в Дагестане не такие суровые, как в других субъектах РФ, надеются на скорое потепление: снег растает, Махачкала пару дней помучается от громадных луж и ужасной грязи, всё подсохнет, и можно будет в очередной раз вздохнуть спокойно, типа «пронесло-о-о…».

 

P. S. Этот «конец света», к счастью, не был таким… апокалиптичным, как «конец света» 2008-го года, когда наряду с аномальными осадками в Махачкале повсеместно отключалась электроэнергия, отопление, вода. Тогда отключения света и аномальная погода вывели на улицы многих махачкалинцев, которым надоело чувствовать себя пингвинами и терпеть преступное бездействие столичных руководителей. В этот раз администрацию Саида Амирова от протестных акций пронесло. Хотя в переполненных в эти дни, как консервы с килькой, маршрутках раздавались призывы выйти на площадь… 

Номер газеты